Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 Библиографические обзоры


Великие имена  русской  литературы. 

«Писательская жизнь Адыгеи».

«Писательская жизнь Адыгеи».

«Писательская жизнь Адыгеи».

30 лет со дня основания литературно-художественного и общественно-политического  журнала  «Литературная Адыгея» (1994)

Адыгская литература – это одно из интереснейших явлений всего литературного мира. Под выражением подразумевается не только произведения, написанные на языке адыгов, но и все результаты творческой деятельности уроженцев и наследников республики. Те, кто называет себя адыгами или считает, что принадлежит к этому роду, чаще всего становятся представителями литературного наследия республики Адыгея.  

В настоящее время журнал «Литературная Адыгея» является зеркалом литературно- художественной и общественно-политической мысли региона. Отличаясь от глянцевых современных изданий, он сознательно не стремится изменять свой контент и свой внешний вид. Однако внутри заявленных рамок изменение контента все-таки происходит, расширяясь и отдавая дань общественно-политической тематике.

«Литературная Адыгея» в настоящий момент позиционирует себя как «литературно-художественный и общественно-политический журнал». Издание не является популярным в массах, о нем известно узкому кругу лиц. Многие жители Республики Адыгея даже не имеют представлений о его существовании. Журнал не стремится к «глянцевости»: бумажный скромный переплет с тематической фотографией, как правило, вида города или природы, офсетная бумага… Главный редактор – И. Машбаш – считает, что даже в целях популяризации издания, оно не должно изменять своим первоначальным принципам. Однако это не умоляет его значимости в культурной жизни региона. Критики и ученые (литературоведы, политологи, экономисты, философы) не только Адыгеи, но и прочих северокавказских регионов регулярно публикуют свои статьи и отзывы на страницах этого журнала, издаются прозаические и поэтические произведения местных авторов, юбилейные статьи, библиографические заметки. Журнал выходит с периодичностью 4 номера в год. Для него характерен определенный набор тематических рубрик, который с годами претерпевает некоторые изменения. Естественно, что контент издания со временем тоже несколько меняется.

 Зарождение журнальной периодики в Адыгее относится к 20-м годамминувшего столетия. В этот период в Москве и Краснодаре выходит ряд сборников журнального типа на адыгейском языке: «Адыгейский литературный сборник», «Слово», «Свободный черкес». В раздел «Журналы и серии» книги профессора Б. М. Городецкого «Периодика Черноморского края, 1863-1925», включен первый выпуск бюллетеня Адыгоргбюро РКП (б), Адыгоблисполкома и Адыгоблплана «Советская Адыгея», изданный в Краснодаре в 1925 году. Он посвящен трехлетию автономии Адыгеи и содержит обширный материал об экономической и культурной жизни области. 1934-1941 годах ежегодно издавался литературно-художественный сборник «наш рост». С 1939 года в Майкопе стал выходить одноименный сборник на русском языке. Редакционная коллегия состояла из трех человек – писателей и поэтов А. В. Пономарева, В. В. Дюбина, И. Н. Спелова. Тираж издания достигал 5 тыс. экземпляров. Со своими произведениями в «нашем росте» выступали русские и адыгейские писатели. Специальный раздел посвящался литературной критике. В годы войны издание сборника было прекращено и возобновилось в 1946 году в виде литературно- художественного альманаха Адыгейского отделения Союза советских писателей под названием «Дружба», который стал непосредственным предвестником будущего журнала «Литературная Адыгея». В редакционную коллегию входили А. В. Пономарев (ответственный редактор), М. Биштов и И. Макимов. Второй номер альманаха вышел в 1948 году под руководством политического и общественного деятеля Н. Ц. Теучежа, сына ашуга Цуга Теучежа. В последующие годы состав редакционной коллегии часто менялся из-за отсутствия штатных единиц. В «Дружбе» печатались рассказы, пьесы, очерки, статьи о литературе, рецензии. Альманах открыл новые имена прозаиков и поэтов, многие из которых впоследствии стали известными. Всего в период с 1946 по 1963 год было выпущено 13 номеров издания. В 1964 году Адыгейское книжное издательство было реорганизовано в

 Адыгейское   отделение Краснодарского книжного издательства с упразднением в нем русской редакции. С этого времени выпуск альманаха прекратился. «Дружба» сыграла определенную роль в развитии духовной жизни общества, повышении интереса к литературе местных писателей, помогла талантливым молодым авторам выйти к своему читателю. Демократические преобразования в стране в начале 1990-х годов открылиреальные возможности для развития журнальной периодики в Адыгее. Несмотря на сложные политические процессы и трудности реформирования  экономики в республике, интерес читателей к литературно-художественным журналам оставался неизменным. В это нелегкое время возникает идея  необходимости создания литературного журнала, в котором будут публиковаться лучшие образцы поэзии, прозы, публицистики и критики.

Предложение Союза писателей  и литературной общественности об учреждении подобного издания получает поддержку у руководства республики. Признавая роль периодического литературно-художественного издания в творческом становлении авторов, пишущих на русском языке, обеспечении доступа русскоязычного населения к произведениям адыгейских писателей, Кабинет Министров – Правительство Республики Адыгея 10 января 1994 года принял постановление «О возобновлении выпуска журнала на русском языке». В нем говорилось: «Возобновить в 1994 году выпуск журнала на русском языке объемом 10-12 печатных листов… Учитывая потребности читателей в информации о процессах, происходящих

и в других сферах жизни, издавать данный журнал, как литературно- художественный и общественно-политический…». Далее в документе отмечалось: «Принять предложение Союза писателей и литературной общественности республики о присвоении журналу названия «Адыгея».

Постановление утвердило штатное расписание редакции из четырех человек – главного редактора, ответственного секретаря, редактора отдела, машинистки. Возглавил редакцию «Адыгеи» опытный специалист,  Заслуженный журналист Республики Адыгея Иван Романович Жадько, работавший в то время обозревателем отдела общественно-политических проблем республиканской газеты «Советская Адыгея». Он десять лет занимал должность главного редактора. Первый номер ежеквартального литературно художественного и общественно-политического журнала –органа Союза писателей и  Министерства национальной политики, печати и внешних связей Республики Адыгея был подписан к печати 29 сентября 1994 года. Его тираж составлял 1000 экземпляров. В 1995 году журнал был переименован в «Литературную Адыгею». За годы работы в нем И. Р. Жадько и Х. Г. Тлепцерше издание приобрело Свое лицо, всесторонне отражало жизнь республики,  содействовало становлению и развитию ее государственности, национальному согласию, стабильности в обществе. Журнал привлек лучшие силы русской и адыгейской литературы, помог многим молодым талантам «пробиться» к читателю. По сути, он стал центром объединения местных литераторов и начинающих писателей и поэтов. На страницах «Литературной Адыгеи» были опубликованы произведения самых разных жанров, отмеченные высоким художественным мастерством, гражданской смелостью, объективным изображением прошлого и настоящего. Среди них –исторические романы Исхака Машбаша «Хан-Гирей» и «Из тьмы веков», роман Юнуса Чуяко «Милосердие Черных гор, или Смерть за Черной речкой», рассказывающий о трогательной гибели гениального русского поэта А.С.  Пушкина. Каждое из этих произведений  становилось большим событием не только в литературной, но и общественной жизни республики. За последнее произведение Ю.Г. Чуяко был удостоен в 2005 году Государственной премии Республики Адыгея. О рудных годах коллективизации и массовых репрессиях казачества на Дону, о судьбе представителей казачьей династии Ермаковых повествуют романы тетралогии «Задонье» Е. В. Студеникина – «Стон Задонья» и «Кровь Задонья». Их появление в журнале говорит о расширении его тематического диапазона. Положительные отзывы читателей получили повести Пшимафа Кошубаева «Пророчество судьбы», «Долги», «Не люби ты», произведения Бессонова – документальная повесть «Где-то в горах», повесть-хроника «Адыгейское дело»,  провинциальный детектив «Полночь приходит и уходит», рассказы Анатолия Пренко «Таков обычай», «Телефонная девочка», «Вкус меда».

Авторы «Литературной Адыгеи» не забывали, что журнал не только литературно-художественный, но и общественно-политический. Материалы издания рассказывали о проблемах нравственности, преемственности поколений, исторической памяти, освящали вопросы межнациональных отношений. Беспримерный подвиг жителей Адыгеи в грозные годы войны, борьба за освобождение малой родины от немецко-фашистских захватчиков – главная тема публикаций. Историко-документальный очерк «Адыгейский полк», статьи «Майкопский десант», «В боях за освобождение Адыгеи», очерки о Героях Советского Союза Д. Е. Нехае, П. И. Степаненко, К. Б. Бжигакове не оставили никого равнодушным. Заметное место в журнале занимали очерки о заслуженных людях Адыгеи, материалы, освещающие события политической, экономической, социальной и культурной жизни республики.

В этот период «Литературная Адыгея» проявила себя как эффективное средство формирования общественного сознания, популяризации литературы народов республики, несла многообразную информацию для населения. Под руководством И. Р. Жадько значительно вырос авторский актив журнала, расширился круг его читателей. Признанием заслуг главного редактора «Литературной Адыгеи» И. Р. Жадько в области журналистики стало награждение его в 2004 году Почетной грамотой Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. В 1998 году литературный критик, ответственный Секретарь издания Х.Г. Тлепцерше  был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Адыгея». Новый этап в истории журнала наступил со второй половины 2000-х годов.

Приняв редакторскую эстафету, И. Ш. Машбаш, опытный организатор, знаток литературы, автор многочисленных  поэтических и прозаических сборников, приложил все усилия, чтобы издание стало информационно насыщенным. Расширилась тематика публикуемых материалов и круг проблем, поднимаемых на его страницах, повысился художественный уровень печатавшихся произведений. В начале 2008 года тираж журнала составил 1300 экземпляров. Появляются новые рубрики: «Актуальные проблемы дня», «Точка зрения», «Далекое и близкое», «Сатирическим пером», «Проблемы толерантности и свободы совести», «Современный рассказ» и др. Под  первой рубрикой журнал публикует материалы, связанные с реализацией приоритетных национальных проектов. Для желающих связать себя с литературой стало традицией печатать работы победителей ежегодного литературного конкурса «Созвездие», проводимого Союзом писателей Адыгеи и администрацией города Майкопа. «Литературная Адыгея»  делает достоянием русскоязычного населения лучшие творения адыгейских писателей.  Достойны   высокой  оценки переводы произведений Исхака Машбаша, Юнуса Чуяко, Хамида Беретаря, Нальбия Куека, Пшимафа Кошубаева, Сафера Панеша. На страницах журнала немалое место отводится публицистике. Запомнились читателям публикации на актуальные проблемы современности Любови Мордовиной, Елены Малышевой, Хамзета Казанова, Казбека Ачмиза, Заура Хота, Руслана Хуажева, Батырбия Шекультирова, Хамеда Нагучева. Серьезное внимание журнал уделяет литературной критике. Под специальной рубрикой публикуются обзоры, рецензии, критические и проблемные статьи. Среди авторов – ведущие критики Магомет Кунижев, Руслан Мамий, Елена Шибинская, Казбек Шаззо, Фатима Хуако и другие.

Сегодня «Литературная Адыгея» отвечает реалиям и запросам времени, отражает основные процессы литературной жизни республики, является средством консолидации творческих сил, стартовой площадкой для авторов, вступающих   на литературный путь. Стремясь идти в ногу со временем, расширить читательскую аудиторию, повысить свой имидж, журнал размещает на сайте электронную версию издания. В связи с этим и подорожанием цен на бумагу, полиграфическое оформление и доставку его тираж, достигший в 2013 году 1500 экземпляров, а в 2023 году тираж вообще составляет всего 300 экземпляров. Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Литературная Адыгея» занял прочное место в информационном пространстве  республики. Коллектив издания видит свое предназначение в распространении нравственной и духовной культуры, сохранении лучших традиций народов, живущих в Адыгее.

 

«Гений русской науки»

«Гений русской науки»

190 лет со дня рождения русского ученого -   химика  Д. И. Менделеева. (1834-1907)

Дмитрий Иванович Менделеев  родился 27 января ( 8 февраля) 1834 года в городе Тобольске – гениальный русский ученый-энциклопедист и общественный деятель. Широко известен  как химик, физик, экономист, метролог, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель. Профессор Императорского Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент (по разряду «физический») Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Он руководил химической лабораторией института. Одновременно преподавал в Николаевских инженерных академии и училище, в Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Михайловской артиллерийской академии.

Биография великого русского ученого подтверждает, что Д. И. Менделеев всю свою жизнь был великим тружеником. Его упорная деятельность привела к множеству блестящих научных открытий в области химии, физики и даже таможенного дела.

 Все привычно называют его учёным-химиком. Без сомнения, он совершил грандиозный прорыв в этой науке, поняв взаимосвязь химических элементов в природе. Но не менее важны и значимы его исследования в других областях науки — экономике и праве, социологии и обществознании, геологии, физике и приборостроении. Лишь около 10% опубликованных Дмитрием Ивановичем работ относятся к химии. А перечислить все научные звания, присвоенные ему за достижения в различных областях знания, просто невозможно, ведь их было более сотни.

Заслуги Д. И. Менделеева перед мировой и отечественной наукой велики: он был избран членом более 100 научных обществ и академий мира.

Среди самых известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.  Большинство воспринимает Менделеева как создателя Периодической системы элементов. Но не все знают, что благодаря работе Д.И. Менделеева, который в США изучил скважинный метод промышленной добычи нефти и написал об этом книгу, Россия в сто раз увеличила добычу нефти, начав бурение скважин в нефтеносных районах.

 Он оставил свыше 500 печатных трудов, среди которых классические «Основы химии» — первое стройное изложение неорганической химии. Менделеев написал 432 фундаментальные работы, из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 22 — географии, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим работам.
Помимо огромного вклада в развитие химии Дмитрий Иванович Менделеев изобрел для нужд армии знаменитый бездымный порох.
Дмитрий Менделеев никогда не изучал биохимические свойства спиртовых растворов, однако все же сделал важное открытие: он получил абсолютный спирт, что стало важным шагом в развитии отечественной спиртометрии.
По инициативе Менделеева в России был введен новый закон о мерах и весах, результатом которого стало создание государственной поверочной службы.  После смерти Менделеева его имя было присвоено Русскому химическому обществу, и ежегодно 27 января, в день рождения ученого, в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д. И. Менделеева. Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.

Тем не менее, сам он охарактеризовал их в своих дневниковых записях 10 июля 1905 г. скромно: «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столько же, как детками... Эти «Основы» - любимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт педагога, мои задушевные научные мысли».

И, пожалуй, ни один другой отечественный учёный не становился так часто героем всевозможных мифов, легенд, исторических анекдотов, как Д. И. Менделеев — благодаря разносторонности его научных интересов, многочисленным хобби и, конечно же, весёлому нраву. На досуге порой изготавливал чемоданы и очень любил чай.

 

Видео-обзор книжной выставки подготовлен главным библиографом Межпоселенческой районной библиотеки .

#225летиеКрылова

 

120 лет со дня рождения известного советского писателя А. П. Гайдара

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения известного советского писателя А. П. Гайдара. Библиотекарь подготовила к этой дате библиобзор по книгам писателя. Чудесные путешествия по страницам книг совершат читатели в библиотеке. Библиотекарь познакомила своих пользователей с его биографией и творчеством.

Ярким и запоминающимся станет знакомство с книгами Гайдара, о том далеком для нас времени, о том, чем жили люди, той доброте, справедливости, верности и взаимопонимании которые описывает автор. Познакомила с произведениями «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Горячий камень» и, конечно, «Тимур и его команда " и мн.др.

#Гайдар

Обзор книжной выставки « Писатели классики о Кавказе» приуроченное ко Дню Государственного флага Адыгеи.

Обзор  книжной выставки  « Писатели классики о Кавказе»  приуроченное  ко Дню Государственного флага Адыгеи.

Обзор  книжной выставки  « Писатели классики о Кавказе»  приуроченное  ко Дню Государственного флага Адыгеи.

Кавказ — это край гор и цветущих садов, гордых и трудолюбивых людей.  Кавказ в творчестве русских писателей и поэтов 19 и 20 веков занимает особое место. В большинстве случаев писателей и поэтов интересовала как природа, так и горцы, живущие здесь. Несмотря на то, что людей отправляли сюда в ссылку, они были рады приехать на Кавказ, называя его ласково «Тёплая Сибирь». Кавказская земля связана с именами многих писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, К.Д.Бальмонта, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и многих других. Раньше все считали, что Кавказ — окраина с вечными войнами и инакомыслящими людьми. Только лишь произведения поэтов передали всю красоту этого места, его природу и доброту народа.

Первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Лишь с появлением «Кавказского пленника» темы из кавказской жизни прочно входят в русскую литературу. М.Ю. Лермонтов делает Кавказ своей поэтической родиной. Л.Н. Толстой пишет, исполненные художественного реализма и жизненной правды «Кавказские» рассказы и повести. Их произведения, пленяющие читателей, лучше всяких записок путешественника и ученых исследований служат нравственному сближению жителей Кавказа и России

Тема Кавказа в произведения А.С.Пушкина.

Годы южной ссылки – один из самых плодотворных периодов в творчестве А.С.Пушкина. На юге написаны поэмы «Кавказский пленник»«Бахчисарайский фонтан», большое число лирических стихотворений: «В. Ф. Раевскому»«Ответ Ф.Т.»«Ее глаза» и другие. Второе кавказское путешествие нашло отражение в «Путешествии в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал»«Монастырь на Казбеке»«Делибаш»«На холмах Грузии»«Дон» и др.

«Кавказский пленник» - первая из четырех романтических, так называемых «южных», поэм А. С. Пушкина. Она была написана в 1820-1821 гг. во время южной ссылки поэта (напечатана в 1822 году). Это - первая романтическая поэма А. С. Пушкина.

 

Тема Кавказа в произведениях М.Ю. Лермонтова.

Кавказ, Кавказский край, занимает исключительное место в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.

Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…» (В. Г. Белинский)

 С Кавказом  связаны его крупнейшие произведения: «Измаил-Бей»«Мцыри»«Демон»«Валерик»«Герой нашего времени»«Дары Терека»«Беглец»«Свиданье» и другие. Кавказские впечатления воплотились также в живописном и графическом наследии М. Ю. Лермонтова.

 Тема Кавказа в произведениях  Л.Н.Толстого.

Л.Н. Толстой писал,  что на Кавказе   «работается и пишется … дьявольски хорошо».

На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство»; позднее были созданы «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856); четвертая часть – «Молодость» осталась ненаписанной. Там же были написаны «Святочная ночь» («Как гибнет любовь»), «Записки маркера», по свежим впечатлениям, основываясь на собственном опыте, он начал писать военные рассказы: «Набег»«Рубка леса», начаты «Роман русского помещика»«Казаки»«Дневник кавказского офицера». "Хаджи-Мурата" (1896— 1904).  

 

 Тема Кавказа в  произведениях  С.А. Есенина.

Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. «Зрело знающий работу» поэт написал за эти годы большинство своих широко известных «маленьких поэм»: «Русь Советская»«Русь уходящая»«Возвращение на родину»«Черный человек» (всего более двадцати), поэмы «Песнь о великом походе»«Анна Снегина»«Поэма о 26»«Баллада о двадцати шести», цикл стихов «Персидские мотивы» и, кроме того, еще более шестидесяти лирических стихотворений.

В последние два месяца 1924 и в январе 1925-го им написаны, кроме нескольких «персидских» стихотворений, «Письмо от матери»«Ответ», «Письмо деду»«Батум»«Метель», «Весна»«Мой путь».

Обзор книжной выставки « Вспоминая эти грозные годы» приуроченное к 80 летию освобождения Адыгеи от немецко – фашистских захватчиков.

Обзор книжной выставки « Вспоминая эти грозные годы»  приуроченное к 80 летию освобождения Адыгеи от немецко – фашистских  захватчиков.

Обзор книжной выставки « Вспоминая эти грозные годы»  приуроченное к 80 летию освобождения Адыгеи от немецко – фашистских  захватчиков.

 

18 февраля 1943 г. благодаря мужеству и  героизму советских солдат территория Адыгеи была полностью освобождена от немецко - фашистских захватчиков. Этот день  считается днем окончательного освобождения Республики Адыгея. В нашем фонде собрана богатая коллекция книг, рассказывающие о событиях ВОВ. Этой знаменательной дате мы посвятили книжную выставку « Вспоминая эти грозные годы». Сегодня мы хотим познакомить вас с библиографическим обзором «Адыгеи в годы войны.»

Бормотов Иван Васильевич -   «Партизанские тропы Адыгеи». Книга была издана в печать в 2019 г.

В книге содержатся уникальные сведения о процессе формирования партизанских отрядов  Адыгеи  в период ВОВ, их боевые действия,  взаимодействие с действующей армией, быт.  Ценный материал о партизанском движении в Адыгее, о героическом сопротивлении фашистской оккупации  гражданского населения Адыгеи, получен из воспоминании участников боевых действии партизанских отрядов .

 Бормотов – патриот – исследователь , известный краевед, неутомимый исследователь истории родного края. Книга написана в то время, когда еще были живы многие из партизан Адыгеи. Это позволило  собрать достоверную информацию о партизанском движении. Автор постарался сохранить индивидуальный стиль воспоминании каждого участника  военных событий, чтобы передать  тот настрой и отношение народа к агрессору, посягнувшему на нашу Родину.

 

 

Бормотов Иван Васильевич -   « В боях за Майкоп. Крах операции Эдельвейс  ». Книга вышла в печать в 2010 г.  Операция по захвату Кавказа была зашифрована под названием «Эдельвейс».  25 июля 1942г. немецкое командование отдало приказ своим войскам о наступлении по всему фронту. Так началась одна из крупнейших операции 2 – и мировой войны на Кавказе – т. е. операция под  кодовым названием «Эдельвейс».  Книга посвящена участникам ВОВ, защищавшим нашу Родину от немецко – фашистских захватчиков. Книга  написана на основе архивных документов и  воспоминании  ветеранов   ВОВ.  Которые защищали горы Адыгеи, перевалы Кавказкого  государственного природного биосферного заповедника, воевали за столицу РА город Майкоп.  Фронт в предгорье и в горах Западного Кавказа установился и принял линию продвижения  немецких войск.  Так начались тяжелые  кровопролитные бой в горах.

Сиджах Хазретбий Исхакович  - советский военный деятель, писатель, журналист.  После окончания военной службы занялся изучением истории Адыгеи в годы ВОВ. Результатом этих старании стало издание книги « Твои Герои, Адыгея».  Книга была издана в 2018 г. к 75 – летию освобождения Адыгеи от немецко – фашистских захватчиков в годы ВОВ. Эта книга посвящена подвигам и мужеству героям – воинам, открывает нам потомкам, истину человеческой жертвенности, чести, патриотической доблести, храбрости о тех, кто не пожалел своей жизни ради нашего сегодня.    

 Глухов Василий Михайлович и Ачмиз Казбек  Гучипсович   « Адыгея в дни ВОВ»  Книга издана 2008 г. к 65 – летию освобождения Адыгеи от немецко – фашистских захватчиков.  Книга посвящена ратному и трудовому подвигу трудящихся  Адыгейской автономной области  в годы ВОВ.  На большом фактическом материале и использованием архивных документов, воспоминании участников войны, партизан, многих из которых авторы знали лично показано участие трудящихся Адыгеи в партизанском движении, в создании Фонда обороны,  самоотверженном труде в помощь фронту и по восстановлению разрушенного войной хозяйства.

Русские не сдаются!     Книга посвящена первому герою Советского Союза из Адыгеи , талантливому писателю, поэту и публицисту, автору фразы «Русские не сдаются»  Хусену Андрухаеву.  Книга была издана  в 2015г. приурочена к 70 – летию Победы, 95 – летию Хусена Андрухаева. В книге собрано множество фотографии из семейного архива, поэтические и прозаические  произведения, статьи о нем. Хусен  Андрухаев  легендарный герой ВОВ.   В ноябре 1941 г.  он подорвал себя и окруживших его вражеских  солдат связкой противотанковых гранат, успев произнести ставшую впоследствии знаменитой фразу на весь мир « Русские не сдаются!»   Эта книга обобщила его наследие и память о нем.   

 

      

Фраза дня

Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Яндекс.Метрика